Семейные традиции русского народа Человечество, состоящее из великого множества культур, цивилизаций, племен, народов, народностей, рас, выработало неисчислимое количество свадебных обрядов. Одни из них любопытны, другие экзотичны, но все они не лишены здравого смысла. Их практически невозможно обобщить и систематизировать, они трансформируются, меняются во времени. На место отмирающих приходят новые. Со свадебной обрядностью неразрывно связаны различного рода приметы, вера в сверхъестественные силы, предзнаменование будущего. Русская семейная обрядовая поэзия связана с самыми важными событиями человеческой жизни: рождением, браком и смертью. Народный свадебный обряд сложился в феодальную эпоху на основе традиционного крестьянского семейного быта. В его содержании и символике отразились черты, характерные для еще более древних форм браков у славянских племен, возникших в период родового строя или во время его разложения. Со времени развития ранних форм феодализма у русского народа сложилась прочная патриархальная семья. Ей сопутствовала и новая устойчивая форма брака — брак по воле родителей. Причины таких обычаев коренились в самом патриархальном быте. Каждая крестьянская семья представляла собой достаточно замкнутую не только семейную, но и производственную единицу, управлявшуюся обычно старшим по роду. Поэтому брак каждого члена семьи должен был отвечать хозяйственным и семейным интересам родственного коллектива. Таковы были основные цели брака. До петровских реформ (до начала XVIII века) свадебный обряд был однонациональным, применявшимся не только в народном, но и в боярском, дворянском быту и даже в быту русских царей. Свадьба в целом представляла собой как бы сложную драматическую игру, в которой реальное переплеталось с традиционно-условным, обобщенным и типичным. Все в ней подчинялось единой цели — показать в праздничной обстановке в большом коллективе, как складывается новая счастливая семья. Родители и родственники жениха и невесты должны были вести себя как радушные и богатые хлебосолы (каким бы ни было их материальное положение). Жениху полагалось на свадьбе изображать доброго молодца»: красивого, нарядного и (как требовал ось в обряде) богатого. Самую большую роль в свадебном обряде играла невеста. Всю первую половину свадьбы она должна была плакать и печалиться, прощаясь с родителями, подругами и со всей своей прежней «девичьей волей». Но со времени переезда в дом жениха она сразу же должна была изменить свое поведение и изображать уже счастливую жену, покорно и даже радостно вошедшую в чужую семью. Все остальные гости на свадьбе имели как бы определенные «роли», делясь по традиции на так называемые «свадебные чины». Наиболее важными «артистами» свадебного ритуала были сваты и свахи — первоначальные организаторы сватовства, а потом помощники родителей жениха и невесты и почетные гости: дружки-распорядители, увеселители на свадьбе, представители и «заместители» жениха, действующие от его имени; подруги невесты, оберегавшие ее по традиции от «происков» сватов и дружек и т. д. Первой частью свадебного обряда было сватовство. Оно коренным образом отличалось от его остальных «действий» тем, что это был еще не публичный акт, а предварительный запрос, засыл сватов в дом невесты для переговоров о будущей свадьбе. При этом обязательно соблюдалась тайна, секретность. Издавна твердо установлен обычай посылать в дом невесты посторонних людей (их и стали называть сватами и свахами). Сваты, которые боялись не только соседей, но и «дурного глаза», происков «нечистой силы», предпочитали идти в дом родителей невесты не прямой, а окольной дорогой. В целях «оберегов» от нечистой силы, сваты вели свои речи главным образом иносказательно, благодаря чему сложилась образная лексика сватовства. Особенно распространенной была условная тема «купли-продажи», в чем, возможно, проявлялись отзвуки древнего типа брака и поэтической формы соответствующего свадебного договора («У вас товар, у нас купец»). Поладив со сватами, отец невесты крепко бил с ними «по рукам». Таким образом отец передавал сватам дочь как бы «из рук в руки», «полы в полу», как это было принято во время какого-нибудь вполне реального ярмарочного торга. Роль невесты при сватовстве по традиции была пассивной. Ее вводили показать сватам, при этом по их просьбе она должна была продемонстрировать свои навыки будущей хозяйки (умение шить, прястъ и т. д.). Но вопрос, быть или не быть свадьбе, решался без неё, хотя родители невесты обращались к ней за формальным согласием (обычно уже после сватов, настаивая на своем решении). Временем сватовства и свадьбы могли быть весна и лето, но только в том случае, если срочно требовалась новая работница и жена в семью. Но чаще всего свадьбы игрались осенью или зимой, так как после уборки урожая сыграть свадьбу было значительно легче. Второй частью свадебного обряда был открыто проводившийся вечер помолвки жениха и невесты. В разных местах он имел самые различные названия: «сговор», «сговорок», «вечерины», «рукобитье». Основной смысл этого вечера состоял в «оглашении» начавшегося свадебного обряда, так как это было первое официальное свидание жениха и невесты, на котором они обычно обменивались первыми подарками. На такой сговор приглашались с обеих сторон родные, хотя их число не было еще очень большим. Невеста на сговоре должна была горько плакать и причитать, обращаясь к отцу с жалостными просьбами не отдавать ее замуж. На сговор приглашались женщины из деревни в качестве зрителей и певиц. Приглашенные женщины в песнях поэтически изображали все происходящее на свадьбе. Передавая печальные переживания невесты и ее просьбы к отцу песни должны были как бы содействовать возникновению между женихом и невестой искренних, любовных отношений, а поэтому и их будущая жизнь в песнях изображалась в самых радужных красках. В песнях жених и невеста назывались: «Иван-господин», «младой князь», «ясен-сокол», «свет Натальюшка», «душа красна девица», «княгиня молодая». В песнях упоминались названия «суженый» и «суженая», указывавшие на то, что они уже «присуждены» друг другу. После сговора начиналась подготовка приданого и подарков жениху и семье. Готовили подарки и родители жениха. Этот реалистический мотив «даров» характерен и для песен сговора. Третьей, особенно поэтической частью свадебного обряда был девичник — день, в который невеста прощалась с подругами и родной семьей. Этот день посвящался только невесте, в последний раз оплакивавшей «девичью волю». День девичника подытоживал продолжительный период сватовства, во время которого невеста находилась еще в своей семье и в особенно тесном общении с подругами. Обряд заплетания косы — символ девичьей жизни. Плели косу невесте самые близкие ей родные и ее подруги под особые песни. О чем пела невеста на девичнике? Невеста на девичнике изливала свое грустное настроение и неприязнь к чужой стороне, в ее песнях обычно создавался образ привлекательного «доброго молодца». Девичник по времени был близок ко дню свадьбы. Свадьба — настоящий спектакль, и готовились к нему весьма тщательно. День свадьбы — центральная часть свадебного обряда. Это время окончательного соединения жениха и невесты: их венчания в церкви и переезда невесты из родительского дома в семью жениха. На протяжении дня поведение невесты резко менялось. Все утро она вместе с родными и подругами горько оплакивает свою девичью волю. Когда же приезжает за ней жених с торжественным «поездом», она должна выражать примирение со своей судьбой, а затем в доме жениха казаться довольной и счастливой. Свадебными неделями исстари на Руси называли те недели, которые начинаются с 6 января и продолжаются до Масленицы. В эти дни игрались свадьбы. В некоторых местах свадебными неделями называются дни с 1 сентября до 15 ноября. Какова роль подруг невесты на свадьбе? Подруги в день свадьбы должны были не только утешать невесту и провожать ее, но и вести борьбу за нее с женихом и его «поезжанами», в особенности с ловким и находчивым дружком жениха. Обычно они и ночевали под этот день в доме невесты. Жених приезжал к полудню с большим числом людей, имитировал свой внезапный «наезд» на дом невесты и ее насильственное «похищение», взятие в «полон». В день свадьбы, когда совершалась самая важная часть обряда — соединение жениха и невесты, особенно строго соблюдались различные приметы и действия, которые должны были «оберечь» их от «нечистой силы» или «дурного глаза». С этой целью в платье жениха и невесты засовывалось какое-нибудь «оружие» (например, булавки и иголки острием наружу, нож и ножницы в карманы). «Поезд» жениха должен был отгонять «нечистую силу» своими бубенцами и колокольцами. Жениха и невесту в этот день постоянно окружало много людей в целях их «оберегания»: жениха — его поезжане, невесту — ее родные и подруги. Чтобы все дурное не могло им повредить, существовал обычай показывать невесте сначала мнимого жениха, а жениху — мнимую невесту. К этой же группе «оберегающих» свадебных обрядов относился обычай покрывать невесту в день свадьбы шалью или большим платком (позднее появилась вуаль). Магические обряды должны были обеспечить жениху и невесте богатство, счастье и полное благополучие. К ним относятся традиционное обсыпание молодых зерном и хмелем, что сулило в будущем веселье и богатство; изготовление «каравая» (большого пирога), украшение свадебного стола парой испеченных голубей. Жениха и невесту должны были сближать и такие обряды, как связывание им рук одним платком, угощение вином из одного стакана. Что такое «околичное»? Это «дань» с жениха, которую мог брать любой деревенский житель. Перед женихом и его «поездом», когда он подъезжал к деревне невесты, закрывалась деревенская околица (ворота или калитка при въезде в деревню). За столом, где сидела невеста, все места были заняты подругами, а кроме них, невесту охранял и ее «младший брат», который играл роль «продавца». Когда невеста считалась проданной? После того как дружок жениха, не уступив в красноречии в разговорах «противной стороне», отгадывал замысловатые загадки, отдавал требуемые деньги, невеста считалась «проданной», и жених наконец мог занять место за столом рядом с ней. После ухода подруг невесты за стол садились жених, его родители и родные невесты, все «поезжане». Сразу же после венчания распущенные волосы невесты заплетались в две косы, которые носили замужние женщины. Две косы — это символ начала ею новой жизни (волосы в дальнейшем всегда скрывались под какой-нибудь «бабьей» повязкой: «повойником», «сборником», «очипком»). После венчания свадебный поезд отправлялся в дом жениха. После приезда молодых из церкви начиналась заключительная часть свадебного обряда или «княжий стол». Это было торжественное веселое свадебное пиршество с участием самого большого количества гостей с обеих сторон. Символический свадебный каравай, которым встречали молодых означал пожелание будущего богатства. После длительного щедрого «величанья» молодых и всех гостей свадебный пир превращался в обыкновенный семейный праздник, в котором было все: музыка, пляски, необрядовые песни. Принятый народом и исполняемый на протяжении столетий свадебный обряд дает яркое представление о народном семейном быте, сложившемся в эпоху феодализма. Вместе с тем он рассказывает о народной талантливости, благодаря которой такое реальное событие, как свадьба, смогло превращаться в увлекательную художественную драму, производившую неотразимое впечатление своей жизненной правдой и искренностью психологических эмоций.
Какие же ритуалы и обычаи можно выделить в современной европейской свадьбе? Важнейшее место во всем свадебном обряде занимает ритуальная еда. Непременно присутствует на свадебных столах древнейшее блюдо из зерен или муки - каша. Русское выражение «чинить кашу», например, означает «сыграть свадьбу по народному обычаю». Хлеб, каравай, калач, пирог и, в конце концов, торт - главнейшие атрибуты свадебной обрядности многих народов, а в Европе - практически всех. Ведь хлеб - это символ благополучия. Встречать хлебом-солью - значит желать процветания и благополучия. Свадьба - это веселье, смех, который также имеет ритуальное значение. Ему приписывалось свойство вызывать жизнь, поддерживать здоровье, увеличивать плодородие. Сегодня многие невесты в Европе, как и в старину, по-прежнему строго следуют изречению: «Что-то старое, что-то новое, что-то одолженное, что-то голубое и монетка в башмаке». Что-то старое (обычно ювелирное украшение) означает связь невесты с ее семьей и прошлой жизнью. Что-то новое (платье или любая другая часть свадебного наряда) означает начало новой жизни. Что-то одолженное (например, фата или венок) означает надежду на семью, семейное счастье и доверие к соседям. Что-то голубое (обычно подвязка или носовой платок) символизирует супружескую верность. Монета означает будущее богатство. Свадьба в белом подвенечном платье, которое подчеркивает чистоту, невинность, стала традиционной не так давно - в конце XIX века. До этого молодые в большинстве стран венчались в традиционной праздничной одежде, характерной для местности и сословия. Часто жених и невеста ничем не выделялись из толпы гостей - это, впрочем, служило дополнительной защитой от злых духов. Одним из древнейших обязательных элементов наряда невесты был венок из живых или искусственных цветов, листьев. Венок в виде замкнутого круга считался признаком целомудрия. Постепенно сначала в городах, потом и в сельской местности в свадебных костюмах стали преобладать белый и черный цвета. Кстати, некоторые историки склонны рассматривать белый цвет свадебного платья как... траурный, поскольку невеста «умирала» для своего рода, переходя в род мужа. Особое значение в свадебном наряде имел также фартук - непременный атрибут хорошей хозяйки. Существовало поверье, что цвет платья означал цвет будущей жизни. Если невеста на свадьбе была одета в белый наряд - она сделала хороший выбор; в голубой - она всегда в жизни будет честной и правдивой; в желтый - ее ославит, опорочит муж; в красный - она будет желать своей смерти. Выйти замуж в черном - желать разрыва брачных отношений, выйти замуж в сером - уехать далеко от родного дома. Розовое подвенечное платье предвещало, что от невесты отвернется судьба и она будет несчастлива. Выйти замуж в зеленом платье означало, что невеста совершит что-то противоречащее нормам морали. Другие свадебные поверья, касающиеся одежды невесты, предписывали надевать в день свадьбы только новое нижнее белье, что подчеркивало ее вступление в новую жизнь. Кусочек сахара, положенный в корсаж или бюстгальтер, означал сладкую замужнюю жизнь невесты. А вот вуаль, фата для невесты - не только украшение, но и защита от злых духов, нечистой силы. «Защитную» функцию играли и другие ритуалы. Например, перенесение невесты через порог (где обитает злая сила) на руках женихом, а также «шумовое» оформление свадебной процессии. Старинное поверье о том, что свист вызывает злых духов, до сих пор учитывается кое-где в Европе изготовителями свадебных платьев, которые запрещают свистеть в своих магазинах. Они также не пользуются черными нитками при изготовлении свадебных нарядов, так как, согласно поверью, это приводит к похоронам.
Белое платье, воздушная фата, свидетели со стороны жениха и невесты, праздничный эскорт, волнующие звуки марша Мендельсона и другие атрибуты церемониала — непременные атрибуты современной российской свадьбы, одного из самых торжественных и важных событий в жизни человека. Сколько браков заключается ежегодно в нашей стране! Их устроители и участники, следуя давно выверенной и отработанной ритуальной схеме, чаще не подозревают, что истоки этого прекрасного обряда уходят в седую старину народных традиций и даже царских свадеб. Документы Посольского приказа, которые хранятся в Российском государственном архиве древних актов, дают возможность в подробности восстановить весь ход торжеств царевой свадьбы более чем трехсотлетней давности. Свадьбы российских царей XVI—XVII веков, то есть до петровских преобразований, отличались исключительным своеобразием, в основе которого лежали многовековые национальные традиции. Царские свадьбы эпохи позднего средневековья удивительно похожи одна на другую, потому что праздновались по строгому канону, так называемому «свадебному чину», традиция которого уходит еще в великокняжеские времена. Именно благодаря сохранившимся и дошедшим до нас «свадебным чинам» — этим своеобразным и подробным сценариям торжеств — мы имеем уникальную возможность, например, узнать, как проходила свадьба Ивана Грозного или Михаила Романова, Алексея Михайловича или Федора Алексеевича. Попытаемся составить общее представление о царской свадебной обрядности в средневековой России. (Кстати, не столь богато, но по тем же обрядам справляли свадьбы бояре, купцы и простой люд.) Праздничные торжества по случаю бракосочетаний российских царей проходили в Московском Кремле, в Грановитой палате (при Иване Грозном ее еще называли «Большой Золотой», а при Федоре Ивановиче — «Большой Золотой подписной» из-за того, что палата была украшена настенной росписью по золотому фону) и в Золотой Царицыной и Жилецкой палатах (последняя была предназначена для свадебных охранников — жильцов, отсюда и ее название). Это древние жилые парадные царские покои, на месте которых в 1635 году начали возводить Теремной дворец. Венчание происходило в Благовещенском соборе, а с 1671 года — в Успенском Все царские свадьбы, как уже говорилось, будучи церемониями «раз и навсегда учиненными», то есть жестко регламентированными, начинались в воскресенье или в четверг и продолжались от двух до четырех дней. В первый день свадьбы, в ожидании времени венчания, жених и невеста не могли видеть друг друга. Царь, одетый как при короновании, сидел в своих дворцовых покоях, царевна — в Золотой палате. Церемония начиналась с хода царя и царевны в Грановитую палату. Но сначала царь со своим свадебным «поездом» шел в Золотую палату к царевне, чтобы через своего дружку повелеть ей идти в Грановитую палату. Согласно обычаю, первой в Грановитую палату должна была прийти невеста, за ней — жених. Это торжественное шествие выстраивалось по чину: впереди шли свечники, каравайники, фонарщики и дрожки. Окольничий и дьяк «берегли путь», протопоп — кропил его святой водой. Царевну вели под руки свахи, сидячие боярыни и постельницы, а царя сопровождал тысяцкий. Современные свадьбы несравнимо проще организуются, однако и теперь жениха и невесту всегда сопровождают «поезжане», правда, называются они ныне иначе: свидетелем и свидетельницей. Каравайники, постельники и другие — сегодня это берет на себя функции по обслуживанию гостей и обустройству. Немало в современных свадьбах в ритуалов, связанных с оберегами, хотя выполняют их не протопопы и дьяки, а желающие. На первом выходе жениха и невесты в Грановитую палату их встречал свадебный стол с хлебом, сыром и солью — этими, древнейшими еще языческими символами, олицетворявшими месяц и солнце, бракосочетание и благополучие. Как видим, современный свадебный ритуал встречи молодых «хлебом-солью» имеет давние корни. Здесь совершался интереснейший обряд царской свадьбы: в парадном зале Грановитой палаты под молитву священника происходило чесание гребнем голов жениха и невесты. Жена тысяцкого, обмакивая гребень в вине или в меду, расчесывала волосы царю и царевне, символизируя тем их переход в новое качество, а затем надевала невесте фату — знак ее «невидимости», скромности, стыдливости, осыпала жениха и невесту хмелем, что было залогом плодородия, богатства и достатка, обмахивала, словно веером, соболями, означавшими царственное богатство. (Даже в средневековье, когда пушнины в России было несравнимо больше, чем в наши дни, соболий мех считался поистине царским.) В наши дни от этого красивого свадебного ритуала остались, пожалуй, только фата и осыпание, правда, чаще не хмелем, а зерном, деньгами, цветами, иногда — конфетами. Фата же сегодня в основном служит украшением и не несет той ритуальной значимости, как в далеком прошлом. Когда царю и царевне чесали волосы, дружка жениха кормил гостей хлебом и сыром, а дружка невесты подносил царю от имени царевны подарки. Здесь же стольники от имени молодых строго по росписи одаривали их родителей и ближайших «поезжан». А далее происходили символическое прощание родителей невесты с дочерью и передача ее жениху — ритуалы, в различных вариациях дошедшие до наших дней. Но вот наступала торжественная минута, когда жених и невеста отправлялись из Грановитой палаты для венчания в собор. В допетровской России существовало два обычая прибытия будущей царственной четы в церковь: зимний и летний. Зимой жених приезжал верхом на коне к собору со своим «поездом» раньше невесты. Царевна со своими «поезжанами» приезжала в санях следом. Ныне в загс или в церковь жених и невеста очень часто едут в разных машинах, а обратно — в одной, повторяя, таким образом, старинный обычай. Когда царская свадьба справлялась летом, царь с царевной, взявшись за руки, шли до собора пешком. Под ноги им стольники и стряпчие стлали по обычаю дорожки из красивой материи. Но когда бы ни была эта пышная церемония, зимой или летом, всегда она сопровождалась множеством действий, означающих всякого рода обереги, и звоном всех колоколов кремлевских и других московских церквей. Участники современного «свадебного поезда» — несколько машин, украшенных лентами, цветами и шарами, — во всю сигналя, и не подозревают, что это пережиток древней предохранительной магии (когда прежде венчаться отправлялись не в автомобиле, а в коляске, ритуальный шум создавали щелканьем кнута). Звон церковных колоколов в старину и звуковые сигналы свадебных машин сегодня — различные формы оповещения «целого света» о празднуемой свадьбе. Итак, венчание. В соборной кремлевской церкви жених и невеста становились близ алтаря на соболя, застланные камками (так называли шелковую узорчатую ткань), и начинался священный акт венчания, по завершении которого молодые пили вино из одного сосуда и целовались. Отныне они соединялись «вечно-навечно» самим Богом и обретали новый государственно-значимый статус. После венчания молодые и гости шли в Грановитую палату на свадебный пир. Царь с царицей занимали свои прежние места, где им до венчания гребнем чесали головы, а гости рассаживались согласно своему чину должности. В центре стоял большой стол, во главе которого садились новобрачные, а вокруг него — «кривой», огибавший большой в виде буквы «П». По старинному обычаю на пиру новобрачные ничего не ели и не пили. Посидев немного, царь с царицей покидали шумный пир и отправлялись в опочивальню. Перед дверью в спальню происходил еще один любопытный ритуал. Жена тысяцкого в овчинной шубе навыворот осыпала новобрачных хмелем. Дружка царя приносил им со свадебного стола хлеб, соль и курицу, завернутые в скатерть, и оставлял наедине. На утро следующего дня новобрачные мылись в бане. Это тоже был символический обряд очищения и вступления в новую жизнь с чистыми намерениями.После бани царь с царицей завтракали в своих хоромах. Заключали царскую свадьбу праздничные обеды, прием поздравлений и раздача государевых милостей по случаю брачного торжества. Милости полагались всем, кто принимал участие в царской свадьбе, — от митрополита (с 1589 года — патриарха), благословлявшего брак, до сотника, охранявшего Кремль. Вот так, по-царски торжественно, богато и красиво праздновались в XVI—XVII столетиях свадьбы всех российских государей. Обнаруженные в них некоторые ритуальные параллели с современностью весьма показательны. Эпоха российского позднего средневековья с точки зрения эволюции свадебной обрядности стала переломной. Уже никогда после царская свадебная обрядность, еще «не перекроенная» на западный манер, не была настолько национально своеобычна и близка народной. В царской свадебной обрядности еще обнаруживаются пережитки архаических верований, преданий, обычаев, формировавшихся в различные эпохи и продолжающих жить до сих пор. В последующие периоды все изменилось. Эпоха Петра Первого знаменовала резкий разлом в свадебной культуре, когда свадебные обряды различных слоев общества стали развиваться своими путями. Традиционная «учиненная» царская свадьба с ее «причудами» навсегда осталась в XVI—XVII веках, не пережив культурных веяний нового времени. А народная свадьба адаптировалась к менявшимся культурно-историческим реалиям, сохранилась в своей основе и дожила до наших дней.
|
|
|
© shuvoe-shkola |